В прошлые годы в Евросоюзе наметилась тенденция, когда на 7% сократились мультимодальные грузоперевозки из Российской Федерации. В нынешнем году ситуация улучшилась, и с первого полугодия 2013 года количество автоперевозок в страны Евросоюза возросло. В большей степени этому способствовали перевозки сырой нефти.

По состоянию на прошлый год, сырая нефть не вывозилась из нашей страны большими объёмами. Но за первое полугодие этого года ситуация изменилась к лучшему – мультимодальные перевозки жидкого золота из России в Европу достигли 539 тысячи тонн. Такими данными располагает Евростат.

Не так хорошо обстоят дела по перевозкам сжиженного газа: они сократились на 163 тысячи тонн. Товарная группа «Нефтепродукты» радует стабильностью автоперевозок, показывая хорошую динамику роста. Здесь доля нефтепродуктов по экспорту грузопотока показала свой рост с 19% до 25%, приравнявшись к объёмам экспорта сельскохозяйственной продукции (в соответствии с номенклатурой Евростата, сырьевая древесина входит в эту же группу).

На одну треть по сравнению с прошлым годом выросли и масштабы вывоза из страны химической продукции. Экспорт данной группы товаров за шесть месяцев нынешнего года приблизился к отметке 340 тыс. тонн, а это – + 31% к показателям аналогичного периода прошлого года. Если рассматривать их долю в сегменте автомобильного экспорта, то вывоз из страны химических товаров вырос здесь с 7% до 8,5%.

Рынок экспортных грузоперевозок в страны ЕС по сравнению с импортом из Евросоюза в Россию менее стабилен. По отдельным категориям товаров сложно не отметить так называемые статистические всплески по статистике грузопотоков: так, для прошлого года свойственно возрастание экспорта твёрдого минерального топлива. Это происходило за счёт перевозки одного только угля, поскольку в первом полугодии объём его ввоза в страны Евросоюза составил 75 тыс. тонн. Хотя в общем автомобильном грузопотоке РФ – ЕС его доля не превышала 2%.

Товарная группа «Металлопродукция» за рассматриваемый период больше всех других подпала под сокращение: её экспорт упал и составил минус 156 тысяч тонн, если сравнить с первым полугодием 2011 года. Что и не удивительно, ведь существенно сократился вывоз из России цветных металлов. В общем грузопотоке на экспорт доля в категории металлопродукции снизилась с 16 по 11%.

            На оценку текущей ситуации могут повлиять и осуществляемые мультимодальные перевозки, сопровождающиеся сменой транспорта и перевалкой грузов. Схема такова: грузы, завезённые в страны Евросоюза автомобильным сообщением, могли покинуть страну на морском или ж/д транспорте. Но это уже никак не отобразится в европейской статистике.